воскресенье, 23 февраля 2014 г.

НУЖНЫ ЛИ НА ОТДЫХЕ ДЕНЬГИ?

За годы своей работы мне не раз приходилось быть свидетельницей того, как гости приезжали на отдых без денег и в связи с этим попадали порой в очень неприятные ситуации. Мне трудно понять, как взрослый здравомыслящий человек может приехать в чужую страну (и часто не один, а в компании жены и двух детей!) и при этом не иметь при себе ни копейки на дополнительные расходы. Даже я, отправляясь раз в год навестить своих родных на историческую родину, не могу позволить себе путешествовать с пустыми карманами. А ведь я еду к семье, к родным, к людям, которые меня накормят, напоят и в беде не бросят. А тут чужая страна, чужие люди. Что это - глупость, безответственность или беспечность? А может просто наивность, которую так легко подкрепить словами "ну я же оплатил "все включено", поэтому для меня все бесплатно"? Итак, вопрос на сегодня - нужны ли на отдыхе деньги? И мой ответ - однозначно да!
Я не буду говорить о том, что деньги в стране отдыха нужны для покупки экскурсий, приобретения каких-то сувениров или дегустации блюд местной кухни. Все это траты из разряда "может быть". Брать ли деньги на собственное удовольствие - личное дело каждого туриста. Не хотите смотреть достопримечательности, предпочитая с утра до вечера лежать на пляже - дело ваше. Не хотите летать на парашюте или кататься на скутере - тоже. Не хотите скупать товары местных продавцов на рынка - не надо. Предпочитаете есть и пить только на территории отеля, потому что все включено - тоже не смертельно. Но иногда - слава Богу не очень часто! - происходят ситуации, когда отсутствие у вас денег может стать очень серьезной проблемой. Вашей проблемой! И к этому нужно быть готовым, даже если вам кажется, что с вами такого точно никогда не случится.
Обычно отдых начинается с покупки путевки. Мы идем в туристическое агентство, выбираем тур, производим оплату, забираем необходимые документы и счастливые уходим домой собирать чемоданы в дорогу. Читаем ли мы условия туристического договора? Как правило, нет. А между тем стоило бы, о чем я уже не раз писала. Убедитесь, что у вас в договоре прописан трансфер до отеля и обратно в аэропорт. Ведь если его не будет, вам придется оплачивать свою доставку до отеля на месте - договариваться с принимающей стороной или брать такси. Просмотрите страховой полис, сосредоточившись на случаях, которые не являются страховыми. Это те ситуации, в которых вам придется оплачивать медицинскую помощь самостоятельно. Заметили, что в графе "франшиза" стоит сумма в размере 30-100 долларов? Это та сумма, которую вам будет нужно оплатить врачу при первом осмотре, даже если случай страховой. Не лишним будет еще раз просмотреть информацию об услугах, предоставляемых в отеле, и подсчитать ваши возможные траты - на аренду сейфа, мини бар, аренду пляжных полотенец, телефонные разговоры, интернет и т.д. 
Очень важно понимать, что люди, которые отвечают за ваш отдых в той или иной стране, это ваши деловые партнеры. Они вам не друзья, не родственники и не спонсоры. Они не обязаны решать ваши финансовые вопросы. И скорее всего не будут этого делать. Для сотрудников отеля, туристических организаций, полицейских, врачей, страховых агентов и представителей консульств и посольств вы - всего лишь еще один человек, который попал в неприятную ситуацию. И действовать они будут по протоколу, потому что так положено. Даже если вам кажется, что этот метод плох и не сработает. Он сработает, потому что работал в тысячах похожих ситуациях до вас. Я не буду оригинальной, если скажу, что в критических ситуациях ваша главная задача - сохранять спокойствие и строго выполнять инструкции профессионалов. Чем меньше паники, чем меньше крика, чем меньше советов с вашей стороны, тем больше вероятность, что ситуация разрешится в кратчайшие сроки с минимальными для вас потерями.  В ситуациях менее критических нужно помнить, что вы клиент и безусловно на многое имеете право, с небольшой оговоркой - на то "многое", что вы оплатили и что прописано в вашем туристическом договоре. Никто не даст вам неоплаченную услугу просто так и никто не простит, если вы откажетесь ее оплачивать, ссылаясь на недостаток денег. Это, как вы понимаете, исключительно ваши проблемы, значит и решать их вам.  
Итак, в каких ситуациях на отдыхе без денег не обойтись?
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ. Это первое, что приходит мне на ум. Даже на отдыхе можно заболеть (подхватить банальную простуду или слечь с обострением хронического заболевания) или попасть в аварию. У вас может заболеть зуб, потеряться контактная линза или под ногу в море попадется морской еж. Хорошо, если ваш случай попадает в разряд страховых. Вам окажут первую помощь, при необходимости отправят в больницу, обследуют, сделают анализы, назначат лечение, а иногда и прооперируют. В случае острой необходимости страховая компания даже обеспечит пострадавшему транспортировку на родину. Но все это, как правило, относится именно к пострадавшему. Не к его родным и близким, находящимся в тот момент рядом. А им, находясь в госпитале, нужно что-то есть и пить, да и до госпиталя, к примеру, каждый день ездить тоже нужны деньги. А есть еще не страховые случаи - некоторые виды лечения зубов, внутриматочная беременность, травмы, произошедшие в состоянии алкогольного опьянения и др. Так сколько же брать денег на медицинские расходы? Вопрос конечно сложный. В идеале надо иметь при себе хотя бы сумму франшизы, прописанную в вашем страховом полисе, и небольшую сумму на лекарства. Лекарства и всякого рода медицинские процедуры, не считая конечно первой медицинской помощи, иногда страховкой не покрываются.  Совет: заранее оформить страховку и изучить все условия, в ней прописанные, а также иметь небольшую сумму на непредвиденные расходы. 
СМЕРТЬ. Тема страшная и малоприятная, которая обычно обходится стороной. Но я все же рискну нарушить стереотипы и скажу пару слов. К сожалению, люди умирают. Иногда это происходит на отдыхе. Иногда в этом виноваты сами люди, иногда они лишь жертвы обстоятельств. В такой ситуации груз непростых обязанностей - в том числе и финансовых, как правило, ложится на плечи их близких, находящихся рядом. Думать о деньгах в такой момент невероятно сложно. Хорошо, если все заботы о транспортировке тела на родину берет на себя страховая компания. А если случай был не страховым? Если человек, выпив лишнего, упал с восьмого этажа и разбился насмерть? Если человек, перенесший недавно инфаркт, решил полетать на паршюте, а сердце его не выдержало и остановилось? Однажды я была свидетелем, когда турецкий врач составил посмертное заключение так, чтобы страховая компания оплатила транспортировку тела. Тот врач, по сути, фальсифицировал документы в пользу туриста. Если бы он этого не сделал, то семья умершего должна была бы самостоятельно платить за перевозку тела. Пять лет назад эта сумма составляла около 15.000 долларов., не думаю, что сейчас эта услуга стала дешевле. Но ведь такой врач может и не попасться. Совет: заранее оформить страховку и не подвергать свою жизнь опасности на отдыхе - напиться и накачаться всякой дрянью можно и дома. 
ПРОБЛЕМЫ НА РОДИНЕ. Иногда пока вы отдыхаете, что-то плохое может произойти у вас дома. Могут случиться неприятности на работе, вынуждающие вас срочно вернуться домой, может заболеть или умереть кто-то из близких. В этом случае вам придется покупать себе новый билет на самолет. Именно покупать, потому что авиабилеты на большинство туристических направлений (чартерные рейсы), возврату и обмену не подлежат. Совет: ознакомиться с выбранным вами тарифом и на всякий случай иметь при себе сумму, по стоимость равноценную одному авиабилету.   
ОПЛАТА УСЛУГ ОТЕЛЯ. Здесь все совсем не так печально, как может показаться. Не можешь оплатить - не пользуйся. Истерики типа "Я не знал/а, что будет так дорого" не заставят сотрудников отеля проникнуться к вам жалостью и обнулить вас счет. Отель это огромная финансовая организация, работающая на прибыль. Любой счет должен быть оплачен. Сотрудник рецепции не может пойти к хозяину отеля и сказать: "Я не стал брать с них деньги, потому что они меня разжалобили". Потому что тогда он должен будет оплатить этот счет. Но ведь все мы взрослые люди и прекрасно понимаем, что даже тот, с кем вы каждый вечер перед ужином по полчаса кряду разговаривали "за жизнь", не станет платить за то, что вы слишком много говорили по телефону. А вы бы стали? Совет: перед тем, как воспользоваться какой-то услугой, спросить о ее стоимости и решить, стоит или нет ей пользоваться.
ПОТЕРЯ ДОКУМЕНТОВ. Восстановление документов - процедура долгая, утомительная и затратная. В решении этой проблемы задействовано, как правило, множество инстанций - представитель вашего туристического агентства, полиция, консульство и т.д. Совет: сделать ксерокопию всех документов, выходя полюбоваться окрестностями, брать с собой ксерокопии, а не оригиналы. Документы, деньги и разного рода ценности хранить в сейфе отеля.
НАЛИЧНЫМИ ИЛИ НЕТ. Хорошо, что есть банковские карты. Плохо, что иногда они жадно проглатываются банкоматом и остаются внутри этого монстра навсегда. Совет: отправляясь в путешествие, иметь необходимую сумму на карточке и небольшую "резервную" сумму наличными. Кстати, если банкомат съел-таки вашу карту, порядок действий будет следующим: 1. Обратиться в ближайшее отделение этого банка с просьбой вернуть вам карту; 2. В случае, если банк не сможет вернуть вам карту до вашего отъезда (праздники, выходные и т.д.), позвоните в сервисный центр вашего банка и заблокируйте карту. 
За последнюю неделю у нас было два случая, когда гости не имели достаточно средств, чтобы оплатить услуги отеля. В первом случае речь шла об Интернете и заказе еды в номер - в общей сложности на сумму 90 евро, во втором - о телефонных переговорах на сумму 200 евро. Оба гостя были уверены, что мы должны простить им долг, потому что у первого банкомат съел карту, а вторая просто не ожидала, что так много наговорит. Мы не простили, наоборот, взяли в качестве залога их мобильные телефоны, которые с радостью отправим по почте обратно, как только гости оплатят свою задолженность. Такие вот мы плохие!
П.С. Между тем руководство объявило официальную дату закрытия нашего отеля на ремонт. Это произойдет 9 ноября. Не знаю, что тут еще сказать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий