четверг, 20 марта 2014 г.

ЖУЖЖАЛКИ-ДОСТАВАЛКИ ИЛИ САМ НЕ ЗНАЮ, ЧЕГО ХОЧУ

Мы делим гостей на две категории - зимних и летних. Зимние туристы это в основном старички и старушки, ведущие в стенах отеля спокойный образ жизни. Просыпаются и ложатся спать они всегда в одно и то же время, на завтрак, обед и ужин приходят ровно к самому началу, вечерние шоу-программы их, как правило, мало интересуют - исключение составляют, пожалуй, лишь вечера живой музыки. Зимние гости, как правило, не жалуются, а высказывают пожелания. У них всегда есть что предложить для улучшения отеля - побольше крючков для одежды в ванной комнате, побольше цветов в саду, нашлепки на ножки кресел в ресторане и баре, чтобы было меньше шума и т.д. Летом контингент отдыхающих резко меняется - для гостей пенсионного возраста в Анталье летом слишком жарко, поэтому старичков и старушек сменяют возрастные пары, молодежь или семьи с детьми. Тут уже никому и в голову не приходит вносить рациональные предложения, если и возникают жалобы, то это действительно самые настоящие жалобы. Но иногда приезжают люди - вне зависимости от возраста, семейного положения и времени отдыха - которые только и делают, что ищут, к чему бы придраться. Этакие жужжалки-доставалки...
С каждым годом таких гостей на турецких курортах становится все больше и больше. И вина за это, как ни парадоксально это звучит, лежит именно на нас - работниках турецкого туризма. Почему турецкого? Да потому что я очень сомневаюсь, что где-то еще, кроме Турции, подобного рода жалобы воспринимаются с таким вниманием и безоговорочной учтивостью. Тенденция жаловаться на все и вся во время отдыха в Турции в последние годы приобрела неимоверные масштабы. Уверена, что сотрудники всех без исключения турецких отелей будут со мной солидарны в том, что многие туристы изголяются (другого слова тут подобрать трудно) как хотят во время своего турецкого отпуска. Иногда начинаешь жалеть, что работаешь в Турции, а не в Малайзии какой-нибудь. Или даже не в матушке-России. Или не в столь знакомом своей безупречной вежливостью Крыму - украинском или теперь уже  русском, нда... Ведь там по сути никто не стал бы заниматься капризами типа "хочу яичко не простое, а золотое". Да и в европейских странах никто не бросится по первому требованию что-то менять в устоявшейся концепции своего отеля. Но почему-то многие считают, что в Турции возможно все.
Французы жалуются, что в ресторане мало французских блюд, англичане - что им не хватает бургеров. Но мы ведь в Турции! Турция это самостоятельная страна с многовековой историей и культурными традициями, в том числе и кулинарными. Хотите есть лягушачьи лапки с утра до вечера или фуа-гра или еще какие родные вашему сердцу деликатесы, оставайтесь дома. Зачем ехать в другую страну в надежде поесть борща, если можно поесть его дома? И когда, позвольте, суши с роллами стали турецкой едой? Приезжая на отдых в другую страну, мы должны считаться с местными традициями, в том числе и кулинарными. В турецкой кухне огромный выбор блюд на любой вкус - с овощами, мясом, птицей или рыбой. Голодным остаться невозможно.
Зимняя концепция турецких отелей, как правило, не предусматривает полноценное пользование открытым бассейном или пляжем. Жаловаться, что погода замечательная, поэтому пора бы наполнить бассейн, не имеет смысла. Бассейн наполнят тогда, когда для этого наступит подходящее время. А это, как правило, происходит в середине апреля, поскольку до этого сохраняется риск проливных дождей. Про то, как готовят бассейн к летнему сезону, я писала в этом посте. По той же самой причине не обустроены зимой и турецкие пляжи. Песок еще слишком влажный, чтобы его просеивать и благоустраивать пляж зонтиками и шезлонгами. Несмотря на то, что это черным по белому прописано во всех каталогах, некоторые гости продолжают жаловаться и исходить негодованием. А еще нас часто упрекают, что мы не заботимся о чистоте пляжей. Ну и что, что соседний отель на зиму закрыт, они же ваши соседи, вот и уберитесь у них на территории, ведь это отражается на вашем имидже! А почему вы не можете заставить мэра Антальи направить людей на уборку дорог? И что, так трудно установить контейнеры для раздельного сбора мусора? 
Нет, не трудно, хочется ответить мне. Но Турция это не Европа. И то, что европейцам кажется естественным и понятным, для большинства турков все равно, что темный лес. Когда в Турции идет строительство нового объекта, никто не думает о горах мусора вокруг - закончим строить, тогда и уберем. Контейнеры для раздельного сбора мусора это неотъемлемый атрибут пятизвездочных отелей, но их практически не реально увидеть на улицах города или в его окрестностях. Уровень культуры турецкого народа значительно ниже средне-статистического европейского. Как объяснил мне мой друг, турки специально мусорят на улицах, чтобы дать возможность уборщикам работать. Не было бы мусора, не было бы уборщиков, а людям надо работать. Шутка, конечно, но многие местные жители воспринимают ее явно буквально. Здесь легко можно увидеть, как пустую бутылку из под воды бросят в двух шагах от урны, как из окна проезжающей мимо машины выбрасывается все, что угодно - от сигаретного окурка до пивной банки. Народ только-только начали приучать убирать за своими домашними питомцами, сходившими в туалет на улице - процесс обещает быть очень долгим и напряженным. Да, это очень плохо! Да, так не должно быть! Да, это раздражает, нервирует и удручает. Но это Турция! Когда-нибудь в сознании местных жителей обязательно произойдет переворот, но это случится не сегодня и не завтра. Поэтому если вас смущают плохие тротуары и наличие собачьих какашек за пределами отеля, возможно стоит предпочесть для отдыха страну с более высоким уровнем сознательности граждан.
Порой встречаются вообще интересные личности. Три дня подряд одна пожилая дома ходит ко мне жаловаться, что у нее не работает в номере Интернет. Техник дважды поднимался к ней в комнату, но никакой неполадки не обнаружил. В конце концов я попросила женщину позвонить мне из номера, чтобы техник в следующий раз смог проверить Интернет в ее присутствии. Надо было видеть, какую бурю негодования вызвала моя абсолютно нормальная просьба. В случае невозможности установить Интернет-соединение, мы часто просим гостей подняться в номер вместе с техником. В 90% случаях виноваты сами гости - кто-то не знает, где найти значок подключения к Интернету, кто-то не понимает, какую сеть из списка надо выбрать, кто-то даже не знает, что для начала необходимо включить вай-фай (многие даже не представляют, где находится кнопка включения вай-фай на их компьютере). Но все эти люди с ходу обвиняют нас в том, что у нас плохой Интернет! Вчера я столкнулась с мужчиной, который пару минут не мог найти строку, куда надо вписывать адрес страницы. Нет, я не смеюсь над этими людьми и ни в коем случае не обвиняю их в не умении пользоваться Интернетом. Но! Я злюсь на них за то, что вместо банальной просьбы о помощи, они сваливают вину за свое дилетантство на нас. Это жутко раздражает! Когда мне говорят "вы что, не можете починить Интернет", мне так и хочется ответить "а вы для начала не пробовали научиться им пользоваться?"  
Или сегодня с утра ситуация. Приехала семья с ребенком-аллергиком. Ребенку можно пить только соевое молоко, на молоко животного происхождения у него аллергия. Я понимаю, что это трагично и для мамы, и для ребенка. Что сделала мама в этой ситуации? Во-первых, перед приездом в чужую страну она не поинтересовалась ни у нас (можно было ведь позвонить или написать), ни в своем агентстве, будет ли ее любимому трехлетнему сыну комфортно в нашем отеле? Во-вторых, она не захватила с собой важные для ее ребенка продукты из дома (а вдруг в Турции нет соевого молока!). В-третьих, она просто переложила вину за здоровье и комфорт своего сына-аллергика на посторонних людей. Мы не позиционируем себя, как отель для аллергиков, поэтому вполне естественно, что мы не можем предложить гостям со всякого рода аллергией специального питания. И таких проблем можно было бы избежать, если бы гости заранее поинтересовались, что их ожидает на отдыхе. 
Еще один сегодняшний каприз - слишком мало вегетарианских блюд. Мы не позиционируем себя как вегетарианский отель, поэтому в нашем ресторане мясных блюд больше, чем чисто-овощных. Ведь мясоедов в мире априори больше, чем вегетарианцев. Значит вполне логично, что в стандартном отеле мясных блюд будет в разы больше, чем блюд для вегетарианцев. И об этом тоже можно было подумать заранее! Но думать о таких вещах должны сами гости. Право же, оставлять голову дома перед поездкой уже совсем не модно! Сейчас в моде другие тенденции. Сейчас в моде - отдых, спланированный и продуманный до мелочей. Приятного вам отдыха!                

1 комментарий:

  1. Подписываюсь под каждым словом, под каждой запятой!

    ОтветитьУдалить