четверг, 4 сентября 2014 г.

ОТДЫХ С РЕБЕНКОМ-ПОДРОСТКОМ: ДА ИЛИ НЕТ

Очередной летний сезон неизбежно близится к своему завершению. Август у нас прошел очень насыщенно, полностью оправдывая звание «самого горячего месяца года». Гостей было много и самых разных, каждый со своими причудами, жалобами и пожеланиями. Но среди всего этого многообразия особняком стояла одна русская дама, которой хватило всего пары дней, чтобы настроить против себя весь отель — начиная от его сотрудников и заканчивая большинством постояльцев. Камнем преткновения стал ее сын Миша — гиперактивный 11-летний подросток, которому у нас в отеле совершенно нечем было заняться. Ежегодно тысячи родителей берут с собой на отдых детей-подростков. У кого-то отпуск удается, а для кого-то становится полнейшим разочарованием. Так в чем же причина? Можно обвинять во всем турагента, неправильно подобравшего вам отель, можно винить гостиницу, в которой для вашего ребенка мало или и вовсе отсутствуют развлечения, можно даже свалить вину на родственников или друзей, посоветовавших вам взять с собой на отдых ребенка вместо того, чтобы отослать его на деревню к дедушке. А можно просто признаться самому себе в допущенной ошибке и постараться, чтобы она стала первой и последней. Хотя... есть еще и третий вариант — для тех, кто предпочитает учиться на чужих ошибках — прочитать этот пост и прислушаться к приведенным в нем советам. Но сначла история 11-летнего Миши и его мамы — назовем ее Татьяной.

С Татьяной я познакомилась в четверг. Она подсела к моему столику и язвительно поинтересовалась, не я ли та самая Олеся, которая единственная в отеле говорит по-русски. Не успела я ответить, как она тут же добавила: «Вы прямо какая-то неуловимая, я вас уже который день поймать не могу». Ничто не бесит больше, чем подобные фразы. Потому что у меня, как и у большинства людей на нашей планете, есть определенный рабочий график — с обеденным перерывом и одним выходным в неделю. И замечания типа «я вас не могу найти уже несколько дней» это абсурд чистой воды, говорящий либо о том, что человеку лень прочитать мои часы работы, либо он просто сознательно нарывается на конфликт. Тем не менее я вежливо и спокойно ответила: «Во вторник вы не смогли меня найти, так как приехали поздно вечером. Вчера я была выходная. Сегодня я работаю с 11:00 до 19:00, так что можете подходить в любое время». Собственно, ничего особенного Татьяна в тот момент от меня не хотела. Сказала только, что в Турцию приехала второй раз, причем первый был аж 12 лет назад и тогда все было, по ее словам, гораздо круче. Уходя, она поинтересовалась, почему в нашему отеле нет импортных алкогольных напитков, хотя в каталоге он заявлен как «Ультра все включено» (нет, все-таки пора писать об этом отдельный пост!). Я объяснила, что импортные напитки у нас есть, просто нет всемирно-известных брендов типа «Martini», «Baileys» и им подобных. Татьяна язвительно заметила «в общем — нету» и удалилась.
Через пару дней меня вызвали в СПА-центр, чтобы я уговорила русского мальчика уйти из тренажерного зала. Белобрысый подросток яростно терроризировал беговую дорожку, выставив на ней максимальную скорость и болтаясь на ручках тренажера. Рядом занимающийся мужчина-турок периодически бросал на него полные возмущения взгляды. Подойдя, я выключила дорожку, но мальчишка тут же включил ее снова. Мне понадобилось около четверти часа, чтобы уговорить его покинуть зал. Он сказал, что приехал с мамой, но она сейчас в номере, а ему скучно. В мини-клуб он идти не хочет, потому что ему там нечем заняться, во взрослую анимацию его не берут, потому что слишком мал. Так я познакомилась с Мишей, хотя на тот момент я еще не знала, что он сын Татьяны. Сообщила мне об этом его мама, когда на следующий день в крайнем раздражении возникла возле моего стола. Она поинтересовалась, почему ее сыну не дают возможности принимать участие в спортивных мероприятиях. Таких, например, как футбол или стрельба из воздушки. Я ответила, что к стрельбе из воздушки дети младше 16 лет не допускаются, но обычно анимация делает исключение, если дети приходят вместе с родителями. Татьяна начала возмущаться, что ее об этом никто не предупреждал, что нигде это не указано в письменной форме и вообще ее сын профессиональный стрелок, дома она разрешает ему стрелять столько, сколько он захочет. Я ответила, что дома она может позволять сыну делать все, что он захочет, но здесь отель, в котором есть определенные правила, и гости обязаны этим правилам следовать. У Татьяны тут же созрела новая жалоба — почему в анимации никто не говорит по-русски. Я ответила, что в отеле у нас всегда было и сейчас тоже очень мало гостей из России, не больше 5%. Отель наш во всех каталогах идет как европейский, тайны мы из этого не делаем и почти все приезжающие из России это знают, а для многих это еще и основной критерий выбора. Тем не менее в анимации есть один русскоговорящий, с которым мы ее с удовольствием познакомим, чтобы она не испытывала больше сложностей в общении.
Через два дня Татьяна вернулась. На этот раз она подбежала к моему столу, толкнула своего сына в кресло, а сама истошно заорала: «Я требую присутствия шефа анимационной команды! Почему меня и моего ребенка постоянно обманывают? Почему он должен стоять в очереди, чтобы пострелять из воздушки? Почему его не берут играть в футбол? Я вас всех засужу.» Я попросила ее сбавить тон. На что она сказала, что имеет право разговаривать с персоналом так, как захочет. Я ответила, что в таком случае считаю себя в праве с ней вообще не разговаривать. Выждав паузу и дождавшись повторения просьбы в спокойном тоне, я пошла звонить шефу анимации. Но тот придти отказался, объяснив это тем, что ни у него самого, ни у членов его команды больше нет ни сил, ни желания общаться с этой истеричкой. Оказывается, стрелять из воздушки Миша пришел вовремя, а вот мама его появилась с опозданием в 15 минут, когда очередь сына уже прошла. Естественно в тот момент стреляли другие люди, но это не помешало ей устроить скандал на площадке и всучить ребенку ружье. Несмотря на указания аниматора, Миша палил из воздушки не прямо в цель, а стрелял вокруг себя и под ноги себе и другим людям. Ружье у него с трудом, но забрали, вызвав (кто бы сомневался!) еще один приступ ярости его мамы. После обеда он попытался поиграть в футбол со взрослыми, а когда его не приняли, вернулся к маме. Та явилась на поле и устроила очередной скандал, при этом абсолютно не стесняясь в выражениях.
Когда я вернулась к столику и спросила Татьяну, действительно ли все было именно так, она начала биться в приступе бешенства и кричать, что такой ужасной анимации она еще нигде не видела. Почему никто не смотрит за ее сыном? Почему ей не дают нормально отдыхать? Мои объяснения, что ребенок до 12 лет может посещать только мини-клуб и не имеет права присоединяться к мероприятиям для взрослых исключительно в целях его же собственной безопасности, были как горох об стену. Так же как и попытки пристыдить ее, что вести себя так в присутствии сына (мальчишка сидел, закрыв красное от стыда лицо своей кепкой) не только не красиво, но и вредно для детской психики. Позвав нашего генерального, я обрисовала ему последние события, и мы пришли к решению, что Татьяне с сыном надо менять отель на тот, где есть более активная детская анимация. Когда я высказала эту мысль в слух, досталось всем — и мне, и нашему генеральному, и гиду, которому мы позвонили, чтобы он смог урезонить свою психически-неуравновешенную клиентку. Гид, кстати, отделался легче всех — он просто послал Татьяну далеко и надолго и отключил телефон. Но мы все еще не сдавались и пытались выйти из ситуации достойно. На претензию дамы, что про «взрослый» и «детский» футбол нигде нет информации, наш генеральный самолично сходил к бассейну, снял со стенда анимации расписание дневных спортивных программ, сделал ксерокопию и вручил ее Татьяне. На этом мы в очередной раз разошлись, но, как оказалось, ненадолго. Не прошло и пяти минут, как Татьяна, таща за руку своего сына, как молния влетела на рецепцию и с ходу начала орать, чтобы я немедленно (НЕМЕДЛЕННО!) спустилась с ней к бассейну. Потому что там нет никакого расписания!!! Тут, надо сказать, я дошла до ручки и мое терпение лопнуло. Я довольно грубо ответила: «Что вам надо? Расписание висело там еще десять минут назад, пока наш генеральный директор не снял его оттуда, специально чтобы сделать для вас ксерокопию. Он еще не успел его повесить обратно! Идите отдыхайте, пожалуйста, хватит уже ходить и трепать всем нервы!» 
После этого практически до самого отъезда я ни с Татьяной, ни с ее сыном Мишей не встречалась, и жалоб от них не получала. Периодически до меня доходили слухи, что Мишу видели на пляже поздно вечером купающимся в море в полном одиночестве, что Мишу выгоняли из бассейна, когда тот уже был закрыт на ежедневную дезинфекцию, что Миша бегал по пожарным лестницам вверх-вниз, что Миша украл из тележки уборщицы мастер-ключ, что Миша опять терроризировал дорожку в тренажерном зале, что Миша ночью через окно забрался в мини-клуб, что Миша частенько вечерами бродит выпивший, допивая оставленный на столиках другими гостями алкоголь. Все это безусловно требовало нашего разговора с родителями мальчика, но поскольку Миша отдыхал у нас только с мамой, а маму его мы за это время изучили достаточно хорошо и заранее представляли себе ее реакцию, мы решили, что в этом разговоре большого смысла не будет и спустили ситуацию на тормозах. Я правда каждый день молилась, чтобы Миша уехал из нашего отеля живым и здоровым — о большем на тот момент и мечтать не могла. В день отъезда мы с Мишей немного поговорили. Мама оставила его «сторожить» сумки (большинству русских гостей все время кажется, что их вещи украдут), а сама ушла попрощаться с работниками Спа-центра, где по сути и прошел весь ее отдых. Миша сказал, что отель у нас классный, вот только анимация для подростков слабовата. Хороший мальчишка — да, гиперактивный, да, пытается привлечь к себе внимание, да, безобразничает порой, ну а мы сами такими разве не были? Договорить нам не удалось, так как вернулась Татьяна и набросилась на него с обвинениями, что он бросил сумки и не следит за вещами (те стояли всего в двух шагах от нас). Потом она повернулась ко мне и спросила: «Наш автобус уже подали?» По моему взгляду она поняла, что отвечать я ей явно не намерена. На том наши пути и разошлись... К счастью.
В завершении поста - несколько практических советов тем, кто собирается в отпуск с детьми подросткового возраста.
- С ребенком или без? 
Для начала ответьте себе честно на вопрос - действительно ли вы хотите ехать в отпуск с ребенком? Настолько, что готовы ради этого пожертвовать своим собственным комфортом? Если вам кажется, что за подростком на отдыхе присматривать не нужно и он сам найдет, чем ему заняться, то вы ошибаетесь. Если вы думаете, что за вас это будут делать другие отдыхающие или работники отеля, то вы снова ошибаетесь. Отпуск с ребенком и отпуск без ребенка — это две очень большие разницы. Важно четко это понимать, прежде чем вы сядете в самолет.
- Идеальный отдых в глазах вашего ребенка.
Перед поездкой поговорите с вашим ребенком, узнайте, что он подразумевает под идеальным отдыхом, что хочет получить от поездки. Некоторые дети любят плавать в море, наблюдая за морскими обитателями, других не выгонишь с водных горок и из бассейна. Кто-то любит играть в футбол, а кто-то предпочтет мастерить что-то руками. Есть дети, которые с удовольствием путешествуют и узнают что-то новое, а есть те, кто с утра до вечера сидит под пальмой с планшетом в руках.
- Выбирайте отель, учитывая ваши общие потребности.
Правильный выбор отеля это на 99% удавшийся отдых. В туристическом агентстве четко формулируйте список того, что важно для всей вашей семьи. Сделать это не трудно, если вы воспользовались предыдущим советом. Скажите агенту, что для вас очень важно подобрать именно такой отель, где будет комфортно и родителям, и ребенку. Если у вас активный ребенок, который будет с удовольствием принимать участие в спортивных мероприятиях, уточните наличия в отеле клуба для подростков — maxi club (8-12 лет) или teenager club (13-16 лет). Спросите, какую программу предлагают аниматоры днем и вечером, куда дети допускаются, а куда нет. Все это можно уточнить, отправив запрос напрямую в отель. Все контакты гостиниц легко находятся через любой Интернет-поисковик, да тот же Google к примеру. Внимание! Если ваш ребенок аллергик или нуждается в особенном питании по состоянию здоровья, будет нелишним заранее сделать запрос в отель. Не все гостиницы располагают возможностями готовить отдельную еду для вашего ребенка.
- Подготовьте вашего ребенка к поездке.
Перед поездкой обговорите с ребенком дополнительные возможности отдыха, расскажите ему о стране, которую вы собираетесь посетить, вместе почитайте о людях, их кулинарных пристрастиях и культуре. Углубляться в дебри знаний конечно не стоит, но создать общее представление о месте вашего отдыха ребенку будет вовсе не лишним. Если вы хотите посетить пару исторических экскурсий, а ваш ребенок не большой фанат древностей и развалин, пойдите на компромисс. Одна историческая экскурсия взамен на одну развлекательную на выбор самого ребенка. Когда я была гидом, то много раз видела, насколько хорошо этот метод работает. Обязательно обсудите с ребенком не только правила поведения в отеле, но и вопросы безопасности — правила пользования бассейном, горками и пляжем, почему нельзя одному выходить за территорию отеля, что делать, если ты потерялся и т.д.
- Совместный отдых может стать лучшим в вашей жизни.
На отдыхе будьте рядом с вашим ребенком! Никто не заставляет вас проводить с ребенком каждую минуту вашего времени. Но он всегда должен чувствовать, что вы рядом. Помогите ему адаптироваться к необычной обстановке. Вполне возможно, что у него не сразу получится с кем-то познакомиться или найти общий язык в подростковом клубе. Когда ваш ребенок освоится (а рано или поздно это обязательно случится), обговорите с ним ваши распорядки дня — где и когда вы будете пересекаться (вместе ходить на завтрак, обед и ужин, вместе посещать вечерние развлекательные программы, вместе играть в настольный теннис и т. д.) Даже, если вы проводите ваш досуг порознь, вы должны знать, где сейчас ваш ребенок, также как он должен знать, где в этот момент находитесь вы. За ужином вы всегда можете обсудить прошедший день и поговорить о том, что планируете делать завтра. Если ваш ребенок принимает участие в важном «отельном» мероприятии — футбольном турнире, конкурсе юных талантов или вечернем спектакле, обязательно будьте в числе зрителей. Детям ведь очень важно, когда родители ими гордятся.
Думаю, что сегодня я не открыла вам Америку. Я просто обобщила все то, что вам и так уже известно. Отдыхать в компании всегда веселее, чем в одиночку. Тем более, если эту компанию вам составляет ваш собственный ребенок. Хорошего отдыха и замечательного настроения!

Комментариев нет:

Отправить комментарий