суббота, 20 сентября 2014 г.

О ДОМАШНЕМ НАСИЛИИ

"Величайший грех человека - это не ненависть, а равнодушие к своим братьям... Если вы хотите осчастливить весь мир, идите домой и любите свою семью..."
Мать Тереза
 
Когда работаешь в таком отеле, как наш, очень быстро привыкаешь к хорошему — хорошей еде, хорошему сервису, хорошим гостям. В моем окружении за пределами отеля тоже нет асоциальных личностей. Как-то так сложилось, что вокруг меня все сплошь и рядом достаточно успешные и самодостаточные люди. Люди, которые много работают, но при этом живут нормальной полноценной жизнью, не забывая про развлечения, друзей и свои семьи. Эти люди, даже выпив лишнего, никогда не забывают о своей человеческой сущности и не превращаются в зверье. Эти люди не унижают тех, кто слабее их. И этим людям точно никогда не придет в голову доказывать свою правоту кулаками. 

У нас небольшой дом на восемь квартир. Четыре квартиры заняты их владельцами, другие четыре — сданы в аренду. Я общаюсь со своими соседями только в случае крайней необходимости, и то лишь с парой-тройкой семей, которые заехали в этот дом вместе со мной еще на заре его постройки. Суть нашего общения, как правило, сводится к решению бытовых хозяйственных вопросов — собрать деньги на ремонт или уборку в подъезде. О более тесном общении речи не идет, поскольку мы люди абсолютно разные, принадлежим к разным профессиональным сферам и общих интересов не имеем. В целом мы живем спокойно, стараясь по возможности не усложнять друг другу жизнь. По крайней мере так было до сегодняшнего утра, когда в начале седьмого утра меня разбудил лай собаки и громкие крики. Поначалу я подумала, что к нам к дом забрался вор. Пару дней назад в Интернете как раз обсуждали череду краж в нашем районе, что естественно не могло не повлиять на мое душевное спокойствие. Однако через несколько минут я поняла, что дело не в краже и что это семейная разборка.
Крики доносились из квартиры напротив, потом хлопнула дверь и голоса стали слышны прямо возле моей двери. То, что я увидела через глазок, заставило меня распахнуть дверь. Женщина ничком лежала на полу, а мужчина, вцепившись ей в волосы и выкрикивая ругательства, тянул ее к лестнице. Честно говоря, в тот момент я просто поддалась какому-то наитию. Это я сейчас понимаю, что такие поступки редко бывают оценены и оправданы участником подобного конфликта. Но тогда мне казалось, что я обязана открыть дверь и остановить этого мужика. Конечно мне это не удалось. Меня в грубой форме послали и велели не лезть ни в свое дело. Закрыв дверь, я позвонила в полицию. Сердитый дядька ответил, что он меня не слышит и посоветовал позвонить с другого телефона. Две другие попытки связаться с представителями власти тоже успеха не имели. Тем временем мужик уволок свою даму прочь — судя по хлопнувшей внизу двери подъезда и отъехавшей машине. Однако этим дело не кончилось. В квартире напротив продолжала кричать женщина. Накинув халат, я вышла в коридор и позвонила в соседскую дверь.
Открыла мне женщина в возрасте. Судя по запаху, вырвавшемуся из квартиры в корридор, пить тут начали несколько часов назад и дело это еще закончено не было. Я попросила ее вести себя по тише, на что она тут же принялась извиняться. Сказала, что это были их гости и вот... выпили лишнего... с кем не бывает. Примерно в этот самый момент из квартиры вылетела ее такая же пьяная дочь. Налетев на меня с кулаками, она посоветовала мне убираться подобру поздорову, и, признаться, мне стоило довольно больших трудов запихнуть ее обратно в квартиру. Не знаю, может кому-то эта ситуация покажется банальщиной чистой воды, но для меня это случай из ряда вон. Оставшееся до звонка будильника время я потратила на то, что бы понять — а что собственно действительно стоит и чего точно не стоит делать в такой ситуации. Может было бы правильным повести себя так, как повели себя остальные наши соседи — продолжать спать в своих постелях и носа не высовывать наружу? И если ты звонишь в полицию, а она тебя не слышит? Что делать? Бежать на улицу в поиске другого телефона? Или ждать пока кто-нибудь не сдохнет, а потом делать сочувственное лицо и сетовать на то, что ну вот как же так...
Практика показывает, что женщины, погибшие от руки мужа или сожителя, до этого неоднократно подвергались домашнему насилию. Почему эти женщины терпят и не уходят от своих мучителей, я не знаю. Также как и то, остаются ли бьющие своих жен мужчины людьми или давным-давно превратились в зверей. Но что мне очень хотелось бы знать, так это что в данной ситуации можем сделать мы как общество. С одной стороны, можно делать вид, что ничего не происходит. Так на самом деле поступает огромное количество людей. В Турции подавляющее большинство считает, что семейные разборки должны оставаться внутри семьи. Турция до недавнего времени была (а в некоторых местах является такой и сейчас) страной очень закрытой. Здесь семья это не просто ячейка общества, это крепость. И то, как живет семья за стенами своей собственной крепости, никого не касается. Может именно этим объясняется зашоренность друзей и соседей, которым проще воткнуть себе в уши затычки, чем пройти пару метров до двери соседа и помешать рукоприкладству или, кто знает, возможному убийству.
Раньше я думала, что в Турции убийство дело редкое. Страшно себе представить, сколько раз я доказывала это туристам во время проведения экскурсий. Но тогда я только-только начинала работать, носила огромные розовые очки и понятия не имела о том, как страшна на самом деле реальность. А между тем и в Интернете, и в газетах, и по телевизору едва ли не каждый день сообщают о женщинах, погибших от рук своих мужей. Пресса особенно любит публиковать и мусолить истории из серии «она — русская, он — турок», но на самом деле среди жертв домашнего насилия здесь полно и местных женщин. Турчанки в этом плане ничем не отличаются от наших соотечественниц. Это те же женщины, и некоторым из них жить тоже приходится не сладко. В моем кругу к счастью нет таких знакомых, и сама я тоже ни разу не была в такой ситуации. Но пару месяцев назад всего в нескольких кварталах от моего дома мужчина застрелил свою бывшую жену, а потом покончил с собой на глазах троих детей. И никто ничего не слышал и не видел. Как это вообще возможно, просто не укладывается в голове.
С другой стороны, вмешавшись в подобного рода конфликт можно запросто стать еще одной жертвой. Может именно страх быть покалеченным или даже убитым, страх за себя или свое имущество, движет теми людьми, кто запирается у себя в квартире и лишний раз не показывает носа наружу, когда муж по соседству бьет жену. Можно ли обвинять в бездействии таких людей? Я правда не знаю ответа на этот вопрос. А есть еще третий вариант, к сожалению, не такой уж и редкий. В Интернете полно обществ по защите прав женщин и волонтерских групп, которые предлагают помощь пострадавшим от домашнего насилия. Среди тех, с кем я знакома в виртуальном мире, очень многих добрых и отзывчивых людей, которые делали все возможное, чтобы помочь женщинам в трудном положении. Собирали деньги на обратный билет на родину, привозили вещи и продукты для их детей, помогали с поиском и оплатой адвоката, даже брали на передержку к себе домой. И, что самое ужасное, лишь единицы этим пользовались. Большинство женщин, потерянных и несчастных, рано или поздно возвращались к своим мучителям. То есть вместо нормальной спокойной жизни, пусть и с нуля, они сознательно выбирали свою старую жизнь — с унижениями, побоями и большой вероятностью быть покалеченными или даже убитыми. Зачем? Почему? Для чего? Я думаю, что мы этого никогда не узнаем.
Каждый день на протяжении всей жизни мы делаем свой выбор. Мы выбираем, что есть на завтрак, что надеть на работу, что почитать перед сном. Мы выбираем друзей и спутника жизни. Выбираем, где жить и куда ехать отдыхать. Каждый сделанный нами выбор определяет нашу дальнейшую жизнь. Многие из нас часто задаются вопросом, правильный ли выбор я сделал? Если бы я поступил в тот момент иначе, сложилась бы моя жизнь по-другому? Был бы я более счастлив, если бы выбрал для себя другой путь? Всегда помните, что жизнь редко дает второй шанс. И от того, сделаете ли вы правильный выбор, зависит не только ваша собственная жизнь, но и жизнь тех людей, кто вас окружает. Хороших вам выходных!

Комментариев нет:

Отправить комментарий